В качестве эскиза использовалась живописная работа 18 в. японского художника Utagawa Toyoharu.
Инструменты и материалы:
- Контурный эскиз в натуральную величину
- Подрамник для художественных работ на холсте - 1,2 м х 0,6 м
- Рамка деревянная любого размера (для черновика)
- Мебельный «пистолет» или кнопки
- Ткань белая (натуральный/ искусственный шелк или любая похожая ткань) - 1,4 пог.м
- Булавки для крепления рисунка
- Акварельный грунт (можно заменить крепким соляным раствором)
- Краски акриловые для ткани:
a. Жидкие для батика, «Гамма», все основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый
b. Для росписи шелковых и х/б тканей «Decola», набор 12 цветов
- Резервирующий состав для батика «Гамма», бесцветный
- Карандаш простой (мягкость 6В)
- Кисти:
a. Флейц № 40-50 синтетика (для фона)
b. Плоские кисти (колонок, ушной волос) №№ 0, 1, 2, 3, 12, 16
- Баночка для воды
- Белая керамическая тарелка
- Белая хлопковая тряпочка
- Планки темного дерева простой прямоугольной формы (ширина около 3 см) - 4 пог. м.
Подготовительный этап
Шаг 1. Отрезать от полотна ткани кусок 1,4 м х 0,75 м. Оба полотна материи, получившихся в результате разрезания, хорошо выстирать и немножко подсушить (второй кусок пригодится для «черновика»).
Шаг 2. Влажное полотно натянуть на подрамник с помощью мебельного пистолета или кнопок. Оставшуюся часть использовать для изготовления пробного экрана на маленькой рамке.
Чтобы правильно натянуть ткань, в первую очередь нужно последовательно закрепить противоположные углы. Закреплять ткань по боковым поверхностям подрамника следует с центров парно противоположных сторон, далее – в шахматном порядке. Если во время натягивания ткань высыхает, равномерно смочите ее из пульверизатора для обрызгивания цветов.
Шаг 3. К изнаночной стороне натянутой ткани аккуратно прикрепите булавками контурный рисунок, выполненный в натуральную величину, и обведите его карандашом «на просвет», поставив подрамник на подоконник. Линии старайтесь проводить очень тонкие и едва заметные.
Шаг 4. После того, как контур нанесен на ткань, можно приступать к ее грунтовке (кисть Флейц № 40 или 50). Грунтовка нужна для того, чтобы краски не растекались бесконтрольно по ткани. Для грунтовки можно использовать как готовый акварельный грунт, так и соляной раствор (2 стол. ложки на 0, 5 литра воды). Смачивать поверхность нужно полностью, иначе при высыхании могут остаться разводы. Дать грунтовке полностью просохнуть.
Основной этап
Шаг 5. Первая задача на данном этапе – нанесение контуров, которые нужно выполнить резервирующим составом, препятствующим перетеканию краски за пределы обозначенного контура.
Нанесение контуров возможно двумя вариантами.
1 вариант: контуры наносятся непосредственно резервирующим составом (обычно черным). Минус этого варианта заключается в том, что контур получается довольно светлым, да и палитра цветов резервирующих составов довольно бедна.
2 вариант: контуры наносятся густой краской нужного цвета, а после ее высыхания сверху покрываются бесцветным резервирующим составом. Этот вариант немного более трудоемкий, зато и результат получается интереснее и богаче по цвету.
В данном панно мы пользовались 2-м вариантом, поэтому контуры имеют разные цвета и оттенки – от золотисто-коричневых – до серебристо-голубых.
Толщину контура можно и даже нужно варьировать (кисти №№ 1-3), - это характерно для японской живописи и оживляет рисунок. Самый толстый контур можно использовать для основных границ, более тонкие – для внутренних. Резервирующий состав наносите кистью № 0.
Важно! Качество нанесения резервирующего состава имеет огромное значение, поэтому очень важно убедиться, что нигде не осталось непокрытого резервом участка контура (это можно легко проверить, просмотрев контуры «на просвет», пока резерв до конца не высох).
Шаг 6. После того, как нанесены все контуры, следует прорисовать прозрачным резервом хризантемы и орнаментальный рисунок на кимоно и поясе. Этот шаг поможет нам в дальнейшем при заливке темного фона платья.
Шаг 7. Приступаем к работе красками. Перед введением нового цвета обязательно пробуйте его на вашем «черновике», т.к. исправить слишком яркие или темные цвета будет очень сложно.
В нашем распоряжении 2 вида красок: густые (для росписи ткани) и жидкие (для батика). Разница между ними заключается в том, что густыми красками можно рисовать тонкие линии и мелкие детали, тогда как жидкие краски прекрасно работают при выполнении заливок больших поверхностей. Густые краски можно разводить водой до средней консистенции (кисть должна свободно двигаться по ткани, но при этом следует следить за тем, чтобы краска не растекалась); жидкие краски желательно не разводить, т.к. в этом случае они могут протечь даже через зарезервированный контур).
Шаг 8. Некоторые советы по росписи:
- начинайте введение цвета с фигуры и вазы с цветами, не касаясь фона;
- подбирайте краски, интуитивно следуя эскизу;
- смело смешивайте краски для получения нужного оттенка;
- не наносите следующий слой, пока полностью не высохнет предыдущий;
- при желании добавляйте в смеси немного золотой или серебряной краски, - это придаст поверхности легкое мерцание;
- не оставляйте краску на кисти более 1 мин., т.к. краски для тканей сохнут очень быстро, и после высыхания отмыть кисть станет почти невозможно.
Шаг 9. Для заливки фона составьте примерно 100 мл жидкой смеси из трех основных цветов:
синего, красного и желтого, причем синего возьмите чуть больше, чтобы фон имел слегка зеленоватый оттенок. Добавьте в эту смесь немного золотой краски. Смочите весь фон чистой водой, используя флейцевую синтетическую кисть №40 или 50, а затем, не давая ткани высохнуть, быстро покройте всю поверхность фона приготовленной смесью.
Шаг 10. Остается только дождаться полного высыхания краски и еще раз хорошо закрепить роспись утюгом.
Если ткань неравномерно приняла краску, и кое-где появились разводы, которые вам не нравятся, то сверху по фону можно пустить легкий орнаментальный рисунок золотой краской, который замаскирует все недостатки.
Для того, чтобы работа стала «японским экраном», работу желательно оформить в простую раму из прямоугольных планок темного дерева.
Автор мастер-класса: Юлия Дружинина
Комментариев нет:
Отправить комментарий
С целью защиты от спама, комментарии анонимных пользователей проходят премодерацию.